Проектные работы по экологии для начальной школы

04.03.2021, чт
3411
Формат: pdf
Размер: 110996 KB

Мы подготовили для учителей и школьных тьюторов описание идей проектных работ, которые можно выполнить в начальной школе

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ по теме “Отходы” 

Используйте эти идеи:

Авторы идей Алина Кольовска и выпускники 1 и 2 потока Школы экопросветителей (Анна Белоусова, Дарья Шейнтова, Ольга Коробицына, Александра Ольшанская, Златослава Коваль, Елена Белоусова).

Если у вас возникнут вопросы, то вы всегда можете написать нам в форме обратной связи на страничке контакты

Также вы можете пригласить Центр экономии ресурсов для курирования (офлайн или онлайн) проектных работ ваших учащихся.

 

Проект Описание и рекомендации
Узнать какие из отходов, которые образуются в классе регулярно, можно собирать раздельно и отправлять на переработку?

Группа учащихся составляет список регулярно образующихся в классе отходов, которые можно было бы собирать отдельно и передавать на переработку.

Если преподаватель согласен и внешние обстоятельства позволяют, то можно после составления такого списка организовать сам раздельный сбор в классе.

  1. Таблички, которые понадобятся для контейнеров можно взять
  2. Инструкция для организации раздельного сбора в школе для тьютора или учителя
  3. Инструкция если вы решите с детьми проводить в рамках проектной работы регулярные акции по сбору вторсырья
  4. Плакат-памятка какие отходы можно/нельзя сдавать на переработку
Сокращаем количество отходов в классе!

Провести исследование класса и составить список всех одноразовых предметов, которые используются на уроках или во время продленки. 

Можно эти вещи заменить на многоразовые?

Составить список многоразовых альтернатив.

Внедрить изменения.

Теперь мусора в классе будет образовываться меньше!

Подробная инструкция в помощь тьютору или учителю

Создаем вещеворот!

Если вещь не нужна, то это не повод её выбрасывать! Если это игрушка или книжка, то можно отдать другому. 

Группа в рамках проекта создает место в классе для обмена вещами и список правил о том, какие это могут быть предметы и в каком состоянии.

Также можно дополнительно оборудовать место для вещей потеряшек и выработать в классе традицию, что если кто-то нашел что-то чужое, то относит в это место. А если кто-то что-то потерял, то тоже прежде всего ищет там.

Таблички, которые понадобятся для оборудования таких мест можно взять.


 
 

Ищем батарейки и заменяем на аккумуляторы!

Провести исследование и составить список приборов, для работы которых нужны батарейки. Можно, что каждый из рабочей группы делает это у себя дома и составляет свой список. 

После того, как списки составлены дети готовят рекомендации, ищут ответы для вопросов:

  1. Какие из приборов можно заменить на аналогичные без батарейки?
  2. От каких приборов нельзя отказаться и тогда советуется перейти на аккумуляторы.
Можно решения оформить в виде плаката с советами для других.

Спастись от пакетов!

Группа проводит исследование: считает сколько пакетов в неделю используется в их семьях.

Или может разработать мини-опрос и предложить его провести всем в классе.

Получив цифры, группа отвечает на вопросы:

  1. Сколько пакетов в среднем использует одна семья за 1 год?
  2. Сколько пакетов будет использовано, а значит окажется на свалке и загрязнит природу, за все время, пока ребята будут учиться в школе (до их выпускного)?

Вывод, что от пакетов нужно отказываться. Решений для этого несколько, нужно применять все: и заменять пакеты на экомешочки, и учиться покупать без упаковки, и использовать пакеты, повторно, и ходить в магазины с многоразовыми сумками.

Эти и другие советы можно оформить в виде плаката или памятки. Или просто поделиться “открытием” с одноклассниками в виде презентации.


Как отправить отходы на переработку?

Группа проводит исследование своего района и определяет места, где можно сдавать отходы на переработку. Это могут быть:

  • контейнерные площадки, оборудованные серыми и синими контейнерами,
  • пункты приема вторсырья,
  • сетки для сбора конкретных фракций, например пластиковых бутылок,
  • регулярные акции экоактивистов в определенном месте

Для поиска мест приема советуем и ходить пешком, изучая район, и воспользоваться интернет-картой https://recyclemap.ru/.

Если на этой интернет-карте не указаны места, которые вы найдете, то можно заполнить форму (там же на сайте) и отправить информацию о новых пунктах для пополнения карты.


Сделаем плодороднее землю!

Если для выполнения проекта есть от 4 недель до нескольких месяцев, то можно провести наглядный эксперимент. Взять в классе несколько горшков с комнатными растениями и прикопать к ним разные предметы: кусочек банановой кожуры, салфетку, кусочек пластика.

Дальше поливать и ухаживать за растениями как обычно.

Через месяц (а можно и раньше) можно сравнить результаты и ответить на вопрос: “Где и почему исчез мусор или во что стал превращаться?”

Если времени на проект много (до года или несколько лет можно его проводить), то предлагаем воспользоваться вот этой методикой "Разложение отходов в земле на пришкольном участке" и провести полноценный исследовательский проект.


Экологичные украшения

Очень много мусора возникает из-за того, что люди используют разные вещи для украшения, а потом эти предметы выбрасываются, например, воздушные шары. Но можно украсить класс перед торжеством иначе, не  используя то, что быстро станет мусором.

Например, можно сделать гирлянды из бумаги (идеально, если из старых газет или исписанных с обеих сторон листов). Главные критерии по-настоящему экологичных украшений:

  • можно использовать много-много-много раз
  • можно сдать в переработку после использования

Группа должна придумать экологичные идеи по украшению класса (например, на презентацию экопроектов) и реализовать оформление.


Опрос “Кто готов сортировать отходы”


Группа должна провести опрос ( в классе или шире на всю параллель/школу) о том, сортируют ли сейчас дети и педагоги свои отходы дома. Если да, то какие именно виды отходов они собирают и куда именно сдают. А для тех, кто ответит, что не сдают, задавать в опросе другой вопрос: "Что им мешает начать сортировать отходы?".

Собранную информацию проанализировать и представить в виде доклада или презентации.

Хорошо, если получится на основе собранных данных составить памятку о том, куда можно сдавать отходы в районе, и разместить её в рекреации.


Мотивационный плакат “Разделяй-ка”

Группа должна описать в картинках и коротких текстах (или лозунгах) почему важно собирать отходы раздельно и сдавать их на переработку.

Из собранной информации сделать плакат и разместить его в самой популярной части школы, чтобы все увидели.

Не забыть разместить на плакате информацию о том, куда можно отправить в вашем районе рассортированные отходы.

Тьютор может воспользоваться информацией о важности переработки, собранной в пособии http://centrecon.ru/node/1682 Если вы расскажете детям о важности переработки, то они смогут правильно это изобразить в своих работах.


Экономь ресурсы! Вода

Провести эксперимент и записать его на видео: каждый участник группы дома засекает время и чистит зубы, не выключая кран с водой. При этом под кран ставится большое ведро. Узнаем, на сколько заполнится ведро, пока ребенок чистит зубы? Вот так этот эксперимент провели мы ссылка на ролик

Обсудите с ребятами:

  • Если сложить все эти получившиеся объемы воды, то сколько получается воды за одно утро было израсходовано ребятами зря?
  • А если представить, что все в классе/ школе так чистят зубы, то что получится?
  • С объемами чего можно сравнить количество потраченной в пустую воды? Сколько это бочек или может ванн?

После обсуждения и подсчетов предложите ребятам придумать и внедрить дома новую привычку - использовать для умывания стакан воды.
Это решение тоже можно записать на видео.

На презентации можно показать видео, подвести итоги и посоветовать всем использовать
стаканчики при умывании.

Дополнительно можно придумать с ребятами список других действий, которые также помогут экономить воду.

Экономь ресурсы! Электричество и вода


Чтобы экономить ресурсы нужно не забывать выключать воду и свет в квартире. Но люди так забывчивы… Им помогут  напоминалки!

Группа делает макеты маленьких напоминалок, которые можно размножить на ксероксе и использовать для прикрепления к выключателям и возле кранов.

Эти напоминалки можно повесить в классе, по школе или дома.

Конечно, прежде чем выполнять работу обязательно обсудите с ребятами почему важно экономить электричество и воду.

Или пригласите Центр экономии ресурсов провести игровой урок об этом (онлайн или офлайн).

Почему нельзя сдавать бумажные стаканчики на переработку как бумагу

Группа проводит следующий эксперимент:

Берется 3-4 разных бумажных стаканчика, они замачиваются в воде на 1 или 2  дня.
Параллельно с этим в другой емкости замачивается картонка и несколько листов бумаги.
По истечению времени ребята сравнивают что стало со всеми образцами.

Окажется, что чисто бумажные изделия (картон и бумага) разволокняются очень легко. А вот со стаканчики - нет. Почему? Что мешает? Ответ ребята найдут быстро, внимательно осмотрев стаканчики, ведь внутренняя поверхность стаканчика покрыта пластиковой тонкой пленкой.

Значит на заводе, где перерабатывают бумагу тоже размачивая ее в воде, эта пленка не позволит нормально перерабатывать стаканчики. Поэтому можно сделать вывод, что сдавать стаканчики как бумажные изделия на переработку - не имеет смысла.

Выходит, что бумажный стаканчик вовсе не так экологичен, как может показаться вначале…лучше вместо него использовать многоразовые чашки.

Пусть ребята расскажут о своих выводах классу.


Важен каждый листок!

У каждой бумаги две стороны! Но не все об этом помнят. В классе всегда много бумаги, но поступать с ней можно по-разному.

Группа разрабатывает список правил как обращаться с бумагой в классе:

  • Куда и зачем складывать черновики (листы исписаны с одной стороны)?
  • Куда складывать то, что исписано уже с обеих сторон?
  • Отправится это на переработку или послужит для творческого урока?

Как известно, из одного дерева получается в среднем 50 кг бумаги. Сколько деревьев спасут школьники за год, если будут следовать в классе разработанным правилам?

Список желаний или “бой” ненужным подаркам

Ненужные подарки очень быстро оказываются на свалке или долго-долго пылятся на полках. Чтобы не дарить друг-другу ненужные вещи, важно говорить о своих желаниях.

Группа придумывает и формирует в классе или школе  механизм, который позволит собирать список желанных и нужных подарков перед разными праздниками, а также проводит опрос среди одноклассников и составляет  список подарков-впечатлений для всего класса.

Справится ли природа самостоятельно с нашим мусором?

Если для проведения проекта есть много времени, например, полгода, то можно провести настоящие эксперименты:

Разложение в воде биоразлагаемого и обычного пластика
Разложение пластиковых пакетов на воздухе и в морской воде

Подробная инструкция живет у нас в отдельном файле.

Экомешочек в каждый дом!

Группа может вместе с тьютором провести для класса мастер-класс в рамках урока труда или ИЗО.

В начале урока ребята выступят с докладом или презентацией о важности отказа от пластиковых пакетов. Потом учитель проводит сам мастер-класс.

Методика описана подробно нами в этом файле

Если идея вам понравилась, но нет возможности организовать самим, то можно обратиться в Центр экономии ресурсов. У нас есть игровой мастер-класс.

Добрые крышечки

Отдельным долгосрочным проектом может стать организация в классе (или всей школе) точки сбора добрых крышечек. Крышечки собираются для переработки, а компания-переработчик выплачивает деньги, которые идут на покупку необходимых вещей для детей с ограниченными возможностями.

Все подробности по проекту

Дополнительно этот проект служит хорошей иллюстрацией того, чего могут достичь люди, если объединятся. Обязательно обсудите это с ребятами.

Многоразовая сумка для покупок

Экологичное может быть еще и экономически выгодным!

Предложите группе посчитать, сколько денег уходит в год у каждой семьи на покупку одноразовых больших пакетов для покупок на кассе.

А как быстро окупится многоразовая сумка?

Дальше можно поискать разные решения для многоразовых сумок.

Критерии (кроме того, что очень-очень долговечная):

  • прочность
  • компактность в сложенном состояние
  • легко стирать
  • быстро сохнет
  • удобная

Можно сделать выставку или даже показ мод экологичных многоразовых сумок.

Контейнеры для раздельного сбора отходов своими руками  

После составления списка регулярно образующихся в классе отходов и после принятия решения собирать вторсырьё отдельно и передавать его на переработку проводится практическое занятие (или серия занятий) по созданию контейнеров для раздельного сбора отходов своими руками.

Ребята придумывают дизайн, обсуждают, какие инструменты и материалы понадобятся для работы, какой формы (размера, цвета) сделать контейнер для того или иного вида вторсырья, в каком месте класса или школы лучше всего его установить.

Затем вместе воплощают общую задумку - мастерят контейнер(ы). Это может быть контейнер из картона, окрашенная металлическая бочка с нанесенной маркировкой, деревянный ящик или деревянный каркас для многоразовых мешков, а также сами мешки, сшитые из прочного красивого материала. Можно проводить такие мастер-классы в рамках уроков труда или ИЗО.

Ещё один вариант: ученики придумывают свой дизайн и мастерят собственные контейнеры для домашнего использования (самостоятельно или с помощью родных). В классе проводятся предварительное обсуждение идей и фотовыставка готовых работ.


Лотерея экопривычек


После проведения урока или беседы на тему полезных экопривычек (кстати, вы всегда можете заказать игровые уроки онлайн и офлайн на эту тему в Центре экономии ресурсов) в классе проводится лотерея, в ходе которой учащиеся по очереди вытягивают из мешочка (шляпы, коробки) бумажки с разными экопривычками.

В каждой из них указан одинаковый срок (“в течение 7 дней / 2 недель”), но разные варианты экопривычек:

  • “ходить в магазин с экомешочками”
  • “ходить за покупками с экосумкой”
  • “выключать воду при чистке зубов, пользоваться стаканом с водой для полоскания”
  • “копить батарейки”
  • “выключать свет при выходе из помещения”
  • “сортировать пластик”
  • “собирать макулатуру”
  • “рассказывать друзьям об рсо”
  • “подбирать мусор по пути в школу и выбрасывать в урну”

На протяжении обозначенного срока ребята записывают свои наблюдения в специальный лист или в тетрадь по экологии/окружающему миру, а затем обсуждают в классе результаты, обмениваются впечатлениями и делают выводы.

Сокращаем одноразовый пластик - мастерим обложки для учебников сами

Обратить внимание на то, что вокруг нас слишком много лишних, совершенно неважных пластиковых вещей. У школьников всё точно также! Например, пластиковые обложки для книг, тетрадей и учебников. Да, они защищают бумагу, но сами при этом потом выбрасываются как мусор, переработать их нельзя.

Ученики могут изучить и провести опрос, как их родители и бабушки с дедушками обходились без пластиковых обложек. Далее ребята могут разбиться на небольшие группы и записать свои ролики с мастер-классами от старших по созданию обложек из старых газет, журналов или черновиков.


Мы шары не запускаем!

Продолжение темы борьбы с воздушными шарами.

Опасная традиция запуска в небо гелиевых шаров не только в пустую тратит ресурсы, но может стать причиной гибели животных и птиц.

Школьникам предлагается оформить стенд - напоминание, какие беды может принести, такая забава, как выпуск в небо воздушных шаров.

Вместо запуска шаров на праздничных мероприятиях детям рекомендуется высаживать цветы во дворе школы или деревья. Подготовьте и проведите с детьми такую акцию.


Сколько “мусорит” семья?!

Предложите ребятам изучить, сколько в неделю одна семья выбрасывает на свалку отходов и каких. Причем не просто посчитать количество ведер, а разделить выбрасываемый мусор на фракции и посмотреть.

  • После того, как сбор информации будет закончен, обсудите с учениками:
  • Сколько отходов в семье накопится за год? Перенесите этот подсчет на масштаб дома, улицы или города.
  • Какие виды отходов (фракции) накапливаются больше всего?
  • Насколько сильно можно сократить количество мусора в рамках одной семьи и что для этого нужно сделать?

Пусть ребята выступят с презентацией по итогам своего исследования. И в рамках доклада обязательно расскажут и о тех действиях, что нужно совершать, чтобы уменьшить количество мусора.